Как научить ученика задавать вопросы?

Умение задать вопрос - один из способов изучения английского языка.
Как научить ученика задавать вопросыКак научить ученика задавать вопросы? Здравствуйте! Тема сегодняшней статьи - о том, как научить ученика задавать вопросы на иностранном языке. Это такой навык, которому часто учитель не уделяет достаточно внимания в процессе обучения. И часто увлекается собственным говорением, не давая возможности высказаться ученикам. Но, об этом позже. Что же надо делать, какие методики применять, чтобы ученик мог чётко и автоматически уметь задавать вопросы, а также отвечать на них?


Вначале давайте поймём, что на уроке всё-таки в основном вопросы задаёт учитель. И у ученика не остаётся возможности самому задать вопрос и поучиться его составлять. Поэтому надо искусственно моделировать ситуации, когда ученик смог бы строить вопросы. Как? Например, можно это сделать в игровой форме. Из своего опыта могу предложить ряд игр, которые помогут развить именно этот навык. Например, зачастую бывает ситуация, когда остаётся ещё немного времени до конца урока ( мы сейчас говорим о групповых занятиях в школе или на курсах), а все компоненты урока уже отработаны. И нужно чем-то занять эту паузу. В этом случае на подмогу может прийти такой вид игровой деятельности, как командная или парная работа. Например, можно разбить учеников по парам ( а тут и делать нечего, так как в обычной школе ученики сидят по два человека за партой), и дать им такое задание: каждый ученик должен задать своему собеседнику столько вопросов, чтобы получить на них пять положительных ответов. Выигрывает тот, кто задал наименьшее количество вопросов. Как вариант - то же задание, но класс разбить на две команды и каждый член команды должен задать свой вопрос. Выигравшая команда получает какое- либо поощрение от учителя, например, возможность не выполнять в этот раз домашнее задание. Такая работа полезна в том случае, если надо отработать какой- либо грамматическую тему. Например, если учим время Past Indefinite, то вопросы должны быть заданы только лишь в этом времени. Или, если проходим разделительные вопросы, то, соответственно, должны быть заданы на уроке только лишь разделительные вопросы.

А что делать, если уровень учеников пока недостаточный, чтобы можно было иметь широкий диапазон действий? Для учеников уровней beginner или elementary может подойти следующая игра - всем хорошо известный морской бой. Принцип тот же. Мы рисуем клетки 10/10 и затем отмечаем корабли - одно, двух, трёх и четырехпалубные. То есть, в точности всё - то же делаем, что и в игре « Морской бой». Поскольку слова короткие, не более четырёх букв, то эту игру хорошо использовать при заучивании местоимений I, you, he, she и т.д. Опять же, это может быть как парная работа, так и групповая. Если в конце урока остаётся 5-10 минут свободного времени и учитель предложит поиграть в морской бой, думаю, ученики примут на ура это предложение.

Есть ещё одна интересная игра, хотя, скорее, это не игра, а элемент наглядности при изучении того, как задавать вопросы. Этот метод называется методом ладошки. Если в русском языке человек говорит предложение, то, чтобы задать вопрос, достаточно просто изменить интонацию. В английском языке всё иначе. Нужно чётко соблюдать порядок слов. И для этого нам и подойдёт этот метод. Что мы делаем? Мы рисуем на доске руку с пятью пальцами. И после этого уже наглядно будет понятно, что безымянный палец- thumb, соответствует вопросительному слову в вопросе. Часто вопросы содержат вопросительные слова. Вот учитель и говорит, чтобы ученики представили, что безымянный палец- это какое-то вопросительное слово, например, why, what или when. Указательный палец- index finger, соответствует вспомогательному глаголу do, does, did и др. средний палец - соответствует subject- подлежащему. Безымянный палец - соответствует сказуемому- predicate. И, мизинец - соответствует остальному, что может быть или не может быть при вопросе. Таким образом, ученики наглядно учатся, как можно строить вопросы и в любой момент смогу взглянуть на свою руку, загнуть пальцы и вспомнить, как строится тот или иной вопрос. А на сегодня всё, до встречи.