Правила общения на уроке

Принципы взаимоотношений между учителем и учениками.
Правила общения на урокеПравила общения на уроке. Здравствуйте! Тема сегодняшнего разговора очень важна для успешного и комфортного обучения. Это правила взаимоотношений между учителем и учениками на уроке. Почему это важно? Потому что, если не будет правил общения и взаимоотношения между двумя сторонами учебного процесса, то будет беспорядок и бардак на уроке, а это очень плохо скажется на всём учебном процессе.



С самого начала учителю важно установить принципы взаимоотношений между ним и учениками. Буквально на первом уроке нужно обсудить эти принципы и ознакомить с ними учеников. Задайте сами себе первый вопрос : какие у вас требования к ученикам? Что вы хотите от них? Как вы хотите, что бы они себя вели на уроке? Изначально ученики должны знать о ваших требованиях, поэтому расскажите им об этом. О чём рассказать, каждый учитель решает сам. Я же в рамках этой статьи поделюсь своими наблюдениями и рекомендациями по поводу этого вопроса.

На первом уроке надо попросить учеников обменяться друг с другом контактами - номером телефона, имейлом и т.п. Это важно при возникновении следующей ситуации: ученик пропустил урок и пришёл в класс неподготовленным. И вот он начинает говорить, что не знал, какое домашнее задание, поэтому его не выполнил. Надо ему сразу объяснить, что незнание домашнего задания не освобождает от ответственности за его невыполнение (если перефразировать известный правовой постулат). То есть, если ученик не знает домашнего задания, он может позвонить кому-то их своих одноклассников, и нет необходимости дёргать учителя по этому поводу . Следующий момент: если при выполнении домашнего задания что-то остаётся непонятным, пусть ученики подчёркивают непонятное место или ставят знак вопроса. Потом на уроке можно будет совместно разобрать эти непонятные для ученика моменты.

Теперь такая ситуация, широко распространенная - опоздание на уроке. Как правило, когда ученик опаздывает, он заходит и просит разрешения сесть на своё место. При этом учитель вынужден отвлекаться, что приводит к сбою учебного процесса. Поэтому надо сразу договориться, что в случае опоздания ученик заходит и тихонько садится, не спрашивая разрешения. Однако, следует уточнить, что если будет подряд три опоздания, то последует звонок родителям от учителя. Идём дальше - следующая ситуация - ученик забыл учебник. В этом случае ученику следует или подсесть к другому ученику, у которого есть учебник или, если ученику это доставляет дискомфорт, то следует просто сфотографировать нужную страницу себе на телефон. Следующая ситуация - пользование телефонами на уроке. Учитель должен сразу предупредить, что пользоваться ими запрещено. И дети дома должны предупредить своих родителей об этом. Если срочная ситуация и нужно связаться - пусть родители пишут смс – сообщение, которое можно тихонько прочитать, не мешая другим. Следующий момент- использование оскорблений на уроке. Часто бывает такое, что дети оскорбляют друг друга. Говорят, например, друг на друга «козёл», «дурак» и т.д. Нужно предупредить сразу, что на уроке этого не будет. После урока делайте что хотите, а на уроке это запрещено. Другая ситуация: на уроке учитель выдаёт раздаточный материал. Не нужно налетать гурьбой и хватать вещи как можно быстрее. Всем всё равно достанется поровну, поэтому нет смысла так делать. Или другая ситуация - в классе не хватает стула, например. В этом случае, если в класс вошла девочка, мальчик должен уступить ей своё место, а сам пойти и найти себе другой стул. После урока все должны проверить своё рабочее место - чтобы не было под партой бумажек и другого мусора. И, обязательно надо задвинуть стул. Все эти правила приличия ученики не всегда понимают сразу. Но, с течением времени они к этому привыкают и это ставится уже само собой разумеющимся. Если ученик хочет пить, то сразу надо договориться, что не надо по этому поводу каждый раз дёргать учителя. Можно выйти, не спрашивая. Но, нельзя сразу выходить по несколько человек. Если один ученик вышел, второй ученик должен подождать, пока тот вернётся.

Ну и ещё расскажу о паре распространенных ситуаций. Например, класс что-то пишет, но не все успевают записать то, что диктует учитель или то, что записано на доске. Бывают такие медлительные дети. Что поделаешь, ведь дети все разные. В этом случае не надо ученику говорить на уроке, что не успел что-то записать. В этом случае пусть ученик подойдёт к доске и сделает фото с доски на телефон. Потом просмотрит дома или на уроке. Можно так же подчеркнуть непонятные слова в книге и потом доработать материал дома. Если непонятно, как делать домашнее задание, так же не стоит звонить учителю. У него полно своих дел . В частности, может, он в это время стоит в очереди в магазине за колбасой и даже не помнит, какое у кого домашнее задание и как его выполнять. Можно позвонить своим одноклассникам. Ну, и напоследок, скажу пару слов о том, зачем нужно писать конспект. Бывает так, что дети пишут на уроке конспект, а потом откладывают его за ненадобностью. А позже, когда пойдут контрольные работы, они начинают рыться в конспектах и искать правильный ответ. Так вот, делать ученикам нужно с точностью наоборот. Конспект для того и предназначен, чтобы использовать его во время работы на обычном уроке, например, при выполнении упражнений и т.п. Именно во время урока не надо его закрывать и откладывать в сторону. Наоборот, надо искать в нём ответы на возникающие по ходу урока вопросы. А вот во время контрольной работы, наоборот, нужно закрыть конспект и делать контрольную работу самостоятельно. Ещё ситуация - во время аудирования возникает шум в классе или кто-то что-то спрашивает. А ведь во время аудирования должна быть полная тишина. В этом случае стоит остановить запись и проиграть её опять сначала. И неважно, что ученики, может быть, эту запись уже почти дослушали. Если кто-то нарушил установленный порядок - должна последовать реакция. Ну и самое последнее на сегодня: все эти правила не обязательно выгружать на головы ученикам сразу. Можно знакомить их с этими правилами постепенно, дозировано. Тогда они усвоят их качественно и будут всегда стараться их выполнять. До встречи!