Как выбрать учебник. Часть 2

Учебники, построенные по коммуникативной методике.
Как выбрать учебник. Часть 2Учебники, построенные по коммуникативной методике. Продолжаем цикл статей на тему подбора учебных материалов для учеников. В прошлой статье мы говорили о том, что выбор учебных материалов - это далеко не простая вещь и, в принципе, это дело сугубо индивидуальное. В прошлый раз мы сделали небольшой обзор учебника В. Скультэ « Английский для детей» как самого лучшего, по моему мнению, советского учебника. А сегодня рассмотрим широко известные УМК британских издательств, построенные по коммуникативной методике. Под иностранными я имею в виду, конечно, ведущие британские издательства - Oxford University Press, Cambridge University Press, Longman. Ценность этих учебников в том, что они являются лучшими в мире. И этим всё сказано. Эти УМК учитывают все требования, предъявляемые к образовательному процессу. Над составлением этих учебников работают целые команды, это труд далеко не только составителей учебников, а так же это работа дизайнеров, фотографов, издателей, учителей- методистов, переводчиков, психологов и других специалистов. В этих учебниках нет рунглиша.

Однако молодому специалисту в первые годы будет сложно работать с грамматикой, так как работа по таким учебникам - это моделирование погружения в язык, и молодому специалисту сложно будет объяснять правила на английскому языке, придётся чередовать русский и английский языки. Со временем, когда будет набрана достаточная лексическая база, можно достичь преподавания на 99 процентов на английском языке, и то, на уровнях от Intermediate и выше. В школе тоже можно использовать такие учебники, и они используются, однако, согласно нашим закостеневшим правилам, школьные учебники не должны быть аутентичными иностранными. Поэтому, в качестве исключения, учителя идут на то, чтобы преподавать по британским учебникам. Точнее, на это идёт администрация школы, которая запрашивает разрешения в районо или гороно.

Кроме само учебника в УМК входят: рабочая тетрадь, тесты, CD и/или DVD диски, различные photocopies, видео и т.д. что из всего этого использовать - решает преподаватель. Конечно, по возможности берите всё. В идеале, желательно использовать все компоненты УМК, но, на практике, такое происходит нечасто. В последнее время появилась новая мода - добавлять в УМК видео пояснение грамматических конструкций. Минус преподавания по Скайпу заключается в том, что нельзя проверить полностью домашнее задание, надавить на ученика и плотно использовать родителей для контроля. Как правило, дети очень загружены в школе, посещают помимо этого различные кружки, спортивные секции и им довольно проблематично выполнять все упражнения полностью. Но, в людом случае, за редким исключением, нужно выполнять рабочую тетрадь как домашнее задание или, если ученику трудно даётся выполнение заданий на уроке, то на уроке делать и домашнюю тетрадь устно, чтобы потом ученику легче было делать ту же тетрадь, только письменно дома. Часто в школе учителя плохо объясняют грамматику, так как это связано с тем, что это класс, где много учеников, и классу гораздо труднее объяснить материал, чем индивидуально одному ученику. Кроме того, нужно выполнять тесты, поскольку они систематизируют в голове грамматический и лексический материал и, помимо этого, способствуют подготовке к различным экзаменам.

Следующий вопрос, который беспокоит учеников и их родителей - классификация учебников. Учебники делятся по уровням - от A1 до С2. Кроме того, каждый из них предназначен для определённой возрастной категории. Например, детям и подросткам нецелесообразно предлагать New English File или Speak-out. Потому что, там могут быть вопросы, которые предназначены для взрослой аудитории. Например, вопрос о том, как прошло ваше первое свидание не может быть уместным в отношении ребёнка. У меня была похожая ситуация. В результате дети не смогли ничего сказать по этому поводу, и пришлось перейти на другой УМК. Как же определить, для какой возрастной категории предназначен учебник? Есть два метода. И один и другой простой. Первый способ- интернет – магазин. Вы заходите в интернете на любой книжный интернет- магазин и там, как правило, в аннотации указано, для какой возрастной группы предназначен УМК. Второй способ – можно посмотреть в самом учебнике на первой или последней странице эту информацию. И в одном и в другом случае вы получите необходимые сведения по этому вопросу.

В следующий раз мы продолжим эту тему и поговорим о том, можно ли преподавать без учебника, можно ли обойтись без listening, в чём разница в преподавании английского для взрослых и для детей.