Как выбрать учебник. Часть 3

Ответы на вопросы о преподавании языков.
Как выбрать учебник. Часть 3Ответы на вопросы о преподавании языков. В третьей части продолжаем тему выбора учебника для занятий. Первоначально я думал, что вся эта тема уложится у меня в одну статью, но в итоге получилось три части. И, в третьей части мы обсудим следующие вопросы: стоит ли преподавать без учебника вообще? Как использовать Teacher`s book? Насколько важен listening? Существуют ли отличия в преподавании английского взрослым и детям?



Итак, что касается работы без учебников вообще. Я понимаю, что многим это кажется, как минимум, странным. Как можно преподавать без учебника? Ведь это основа урока? Но, есть такие преподаватели, которые сами составляют свои материалы, обходясь без какой- либо программы действий и подбирая для каждого ученика индивидуальную программу, не основанную на каком-то конкретном учебнике. Я не претендую на истину в последней инстанции, но считаю, что молодому преподавателю не стоит заниматься такими вещами. Пока нет опыта построения урока, большого методического багажа, понимания того, что надо конкретному ученику, не стоит этого делать. А особенно, если нет большого словарного запаса, свободного владения языком, то подбор индивидуального материала для каждого ученика может превратиться в пытку. Такой преподаватель просто много времени будет тратить на подготовку к урокам и может просто перегореть, потерять интерес к такой работе и вообще к профессии. Ведь есть поговорка, что не стоит изобретать велосипед, он уже изобретён. Не проще ли довериться специалистам и выбрать качественный учебник, который был составлен совсем даже не глупыми людьми и который содержит все компоненты изучения языка, решает все дидактические задачи и учитывает все особенности и нюансы. Другое дело, если преподаватель уже опытный, обладает большим багажом знаний, имеет опыт составления индивидуальных уроков, эффективность которых доказана на практике, есть много отпечатанных страниц, которые отсортированы и которыми преподаватель умело пользуется, то тогда есть смысл подбирать и составлять индивидуальный материал для отдельного ученика.

Следующая тема- это использование Teacher`s book преподавателями . Много учителей используют книгу для учителя только в качестве ключей. Они смотрят там ответы на упражнения из учебника. Но, функция книги для учителя гораздо шире. В ней много методических подсказок, указаний, рекомендаций к проведению уроков, пояснений и наставлений. Начинающему учителю и тем, кто никогда не использовал книгу для учителя в этих целях, надо просто брать и читать книгу для учителя с самого начала. Вы почерпнёте там много полезного для себя. Ещё проблемный вопрос - использование аудио ( listening). Учителя не всегда его используют на уроке. Хотя, на уроке не всегда аудио и надо использовать. Я слышал такое мнение от некоторых преподавателей, что listening для взрослых учеников на уроке нецелесообразен. Потому что взрослым нужно максимальное количество практики и аудио только будет забирать время. Я считаю так и стараюсь делать так: если это маленький ребёнок, то в обязательном порядке нужно работать на уроке с этим компонентом. Ведь для ученика младшего возраста аудио зачастую непонятно, нужно контролировать учебный процесс с таким учеником особенно тщательно. Если это старший ученик или взрослый и он говорит, что у него получается делать аудиоупражнения дома и всё нормально, то я доверяю таким ученикам в этом случае. Я это делаю сознательно для того, чтобы освободить время для разговоров на английском языке. В общем, здесь всё зависит от степени подготовки ученика и от обратной связи с ним. В любом случае, нужно всегда общаться с ним и ориентироваться на его потребности.

Хочу подвести итог сказанному выше: хороший УМК - это такой учебник, который позволяет тратить минимум времени на подготовку к уроку. Выбор УМК - это дело индивидуальное и зависит от многих факторов, поэтому конкретно какой учебник взять, я рекомендовать не могу. Ещё одна причина, по которой я не могу советовать какой- либо УМК - это то, что все учителя разные, у них разные темпераменты, стиль преподавания, методики и т.д. Впрочем, как и ученики тоже все разные. Поэтому, дьявол, как всегда, кроется в мелочах, и такой шаг, как выбор учебника - за вами. Я лишь предложил вам свои мысли по поводу этой проблемы. До встречи!