Как поменять систему образования в общеобразовательных школах?

Вопросы эффективности школьного образования.
Как поменять систему образования в общеобразовательных школахКак поменять систему образования в общеобразовательных школах? Давайте сегодня обсудим такой вопрос, как эффективность школьной системы образования. Конкретнее поговорим о том, почему все, кто учит английский язык в школе, не могут его выучить? Вспомните себя, знаете ли вы кого-нибудь, кто смог бы выучить иностранный язык в школе и свободно на нём разговаривать после окончания средней школы? Почему на курсах английского можно достигнуть неплохого уровня за 2-3 года, а вот в школе, где дети учатся 11 лет, невозможно выучить английский язык. Почему так происходит? Давайте в этом разберёмся.



Что нужно для того, чтобы более –менее сносно разговаривать на иностранном языке? Нужно на нём разговаривать, это в первую очередь. Что бы там ни говорили, какие бы методики методисты не придумывали, какие бы новые современные учебники ни выпускались, всё равно всё сводится к одному: созданию ситуации, при которой ученик бы разговаривал на английском языке как можно больше и чаще. Ничто не заменит живое общение. Даже методика синхронного перевода, построенная на тренинге перевода с родного языка на иностранный, всегда ограничена. Всё равно, лексического запаса не хватит для всесторонней языковой практики на самые разнообразные темы. Хотя, у меня возникла мысль о том, что, неплохо бы создать учебник, а лучше целый ряд учебников, которые были бы тренингом перевода с родного языка на иностранный. Скажем, пять томов, где каждая страница была бы разделена на левую и правую части и с помощью которой можно было бы осуществлять синхронный перевод предложений на английский язык. Небольшая книжица, построенная по этой методике, существует, и называется она « 1000 тем по английскому языку». НО, всё равно, она не охватывает всю лексику, скажем так, лексический объём в пределах 20000 слов. Для некоторых людей, изучающих английский, создание такого ряда учебниковэто было бы оптимальным решением. Ведь подобное изучение языка очень эффективно. Но в этом методе есть свой недостаток – однообразие. Поэтому, такая методика изучения не для всех, а только для фанатов иностранных языков.

Как же происходит изучение английского в средних школах? Во– первых, это большие классы, по меркам частной школы. Как правило, класс, численностью 30 -35 человек делится на две группы. Один класс, численностью в 15-17 человек, это слишком много. Соответственно, внимание учителя распыляется и он не может физически уделить много внимания каждому ученику. Во – вторых, учебники. Хорошо, если администрация разрешает пользоваться коммуникативными учебниками британских издательств Oxford University Press, Pearson, Cambridge University Press и т.д. А если это учебники российских авторов, адаптированные для российского школьника, то все они проигрывают в эффективности британским. В-третьих, не все школьники заинтересованы в изучении английского, не всем он даётся, не все интересуются языками. И, в том числе, по этой причине, могут возникать конфликтные ситуации, нарушения дисциплины, трудности для преподавателя в проведении уроков. В результате те ученики, кто хочет изучать иностранные языки, не могу получить в школе те знания, которые они хотели бы. Вот отсюда такая распространенность частных репетиторов, языковых школ, лингвистических центров.

И третье, на чём я сегодня хотел бы остановиться: как поменять ситуацию, что сделать для того, чтобы изучение английского в школе стало бы более эффективным и интересным? Во – первых, нужно оградить учителя от огромного количества ненужной бумажной работы. К каждому уроку учителю приходится готовиться, писать поурочные планы, которые потом нужно предъявлять заучу. Это отнимает много сил и времени. Нужно дать учителю большую свободу в подготовке к урокам, давать ему возможность самому определять, как ему готовиться к занятиям. Во–вторых, надо дать возможность пользоваться на уроке британскими УМК, как признанными самыми эффективными и увлекательными. В – третьих, надо уменьшить количество учеников в классах. Нужно делить класс не на две группы, а на три, чтобы в классе было не 15-18 учеников, а не более 8 человек. Тогда можно разбить группу на 4 пары и эффективно работать в классе, уделяя много внимания каждому ученику на уроке. Если принять хотя бы эти изменения, то сразу кпд, отдача от учеников станет выше, эффективность занятий повысится и мы реально увидим учеников- выпускников, заканчивающих школу, которые достаточно свободно говорят на иностранном языке и которые готовы применить свои знания в реальной жизни.