Ещё раз о мотивации учеников

Вопрос мотивации учебного процесса.
Ещё раз о мотивации учениковЕщё раз о мотивации учеников. Продолжаем начатую тему о том, как мотивировать ученика заниматься как можно дольше и какие средства для этого выбрать. Учитель должен понимать, что существуют два типа мотивации – внешняя и внутренняя. Внешняя – это когда ученику необходимо сдать экзамен и для этого ему нужно учить английский язык, или, если у ученика неудовлетворительная оценка в школе и оценку нужно подтянуть до приемлемого уровня. Внутренняя мотивация ученика – это его внутреннее осознание того, что нужно учить язык, его внутренняя заинтересованность. Например, когда ученика интересует изучение языка само по себе, или он интересуется англоязычной литературой на определённую тему и язык ему нужен в данном случае как средство для достижения цели – чтения художественной литературы или литературы специализированной. Кроме того, бывает мотивация высокая и низкая. Одна из главных задач преподавателя – создать высокую мотивацию для обучения и сделать так, чтобы эта мотивация была на высоком уровне. Как же это сделать, как этого добиться?



Первое – курс обучения не должен быть ни слишком лёгким ни слишком простым. Должна присутствовать золотая середина.

Второе – должно обязательно присутствовать разнообразие в обучении. Целесообразно применять видео, с его коммуникативным разбором. Я уже говорил об этом, но ещё раз повторюсь. Например, можно сделать следующий разбор видео: сначала просмотр его учениками, без звука, потом прослушивание самого звука без видео, потом уже непосредственно полноценный просмотр видео со звуком. Потом учителю следует задать вопросы по содержанию видео. После этого пусть ученики зададут свои вопросы учителю, ведь ученики также должны учиться задавать вопросы, этот компонент часто хромает в обучении.

Следующее, третье – ученик должен осознавать полезность того или иного упражнения, того или иного вида деятельности. Конечно, для этого необходимо применять максимальное количество коммуникационных упражнений, чтобы ученик видел непосредственно свои результаты в овладении коммуникационных навыков. Поэтому важно правильно подобрать учебник, важно применять игровые виды деятельности, важно постоянно быть в языковом контакте с учеником, постоянно задействовать его внимание. Кроме того, важно хвалить студента, подводить итоги в конце каждого урока. Мы должны напоминать студенту о тех полезных навыках, которые он получил в течение определённого урока.

Следующее – давайте поговорим об установлении на уроке эмфатического, то есть, чувственного контакта между учеником и учителем. Как этого добиться? Учитель должен проявлять энтузиазм на уроке, урок не должен быть скучным и нудным. Добиться этого можно только, если учителю самому нравится то, что он делает. Для этого пользуйтесь как вербальными, так и невербальными средствами. Вербальные средства – это то, как мы воздействуем на ученика с помощью слова. Невербальные, то есть вспомогательные средства – это жесты, мимика и тому подобное. Эти средства, как правило, используются, если не удалось добиться результата вербальными средствами общения. Простой пример: если вам нужно объяснить новое слово, вы вначале подбираете синонимы, уже известные ученику. Если цель не достигнута, то, если какую – то лексическую единицу возможно объяснить с помощью жестикуляции, попытайтесь объяснить это слово с помощью жестов, мимики. Но, если и на этом этапе ученику не удалось объяснить новое слово, вполне допустимо просто перевести слово на русский язык. Как правило, такая ситуация может возникнуть при обучении на начальных уровнях языка – elementary или beginner. Потом, на более поздних стадиях обучения, у ученика уже должен сформироваться достаточный лексический запас для того, чтобы ему можно было подобрать синоним нового слова в процессе его объяснения. Далее – не пренебрегайте мнением студента, спрашивайте его, нравится ли ему то или иное упражнение или задание? Должна быть обратная связь, это тоже важный аспект. Следующее – обязательно наблюдайте, как ученик воспринимает материал, интересно ему или скучно на уроке. Поэтому при занятиях онлайн по скайпу важно использовать веб – камеру, даже, если ученик говорит, что он не может её подключить или что – то в этом роде. Как правило, это отговорка с целью заниматься своими делами во время уроков. Ну, и последнее – будьте терпеливы и доброжелательны. Не говорите ученику что – то вроде того, что, сколько мы уже будем учить одно и тоже и тому подобные вещи. Такие фразы для учителей не редкость, но эта информация негативно воспринимается учеником.

Делая вывод, подведём итого сказанному выше. Побуждение ученика к обучению – это комплексный процесс, состоящий из отдельных компонентов. И все эти компоненты преподаватель должен учитывать в процессе обучения. Ведь учитель - это также и психолог. Более того, только хороший психолог может быть хорошим учителем. Так что надеюсь, что мои рекомендации станут вам полезны в работе.