Английский для взрослых

Особенности преподавания английского языка для взрослых
Уроки английского языка для взрослых В одной из статей, размещённой на нашем сайте, я рассказывал о том, какие особенности преподавания иностранных языков я мог бы выделить при обучении детей. А что же взрослые учащиеся? Есть ли факторы, которые нужно учитывать преподавателю при занятиях со взрослыми учениками? Да, эти факторы есть. Только кажется на первый взгляд, что процесс обучения- это простой процесс. Иногда людям несведущим кажется, что преподавать в средней школе- это значит ничего не делать. Учителя просто разговаривают на уроке и это не считается работой с точки зрения представителей других профессий, особенно ремесленных. На самом деле так может думать только тот, кто никогда не проводил урок и не был в этой «шкуре» преподавателя. На самом деле это тяжёлый труд как физически, так и психологически. Учитель должен учитывать особенности учащихся, уметь найти подход к каждому ученику и т.п. Но об этом подробно мы уже говорили в предыдущей моей статье а сейчас я остановлюсь конкретно на особенностях взаимодействия с взрослыми учащимися и о том, что может сделать процесс обучения взрослых эффективным и одновременно интересным.

Первое, на что бы я обратил внимание, это другой стиль преподавания. Если с детьми можно и иногда нужно « сюсюкаться», говорить на их языке, то со взрослыми и разговаривать нужно, как со взрослыми людьми. Детские интонации вряд ли будут восприниматься взрослыми положительно, наоборот, это может вызвать негативную реакцию и нежелание продолжать занятия. Для взрослого на первом месте стоит эффективность обучения, они хотят видеть результат. Если у ребёнка уровень начальный, то процесс достижения результата будет длительным в любом случае. Но у ребёнка есть время, впереди годы обучения в школе. К тому же, детская голова ещё не загружена взрослыми проблемами, у детей выше скорость мышления, лучше запоминание, реакция и т.п. Взрослый же человек не так сконцентрирован на учёбе в силу наличия малого количества свободного времени ( семья, занятость на работе), хотя, возможно, не все со мной согласятся. Я не претендую на истину в последней инстанции и только лишь делюсь своим опытом преподавания и своими личными ощущениями и впечатлениями. Взрослый хочет видеть результат и если не достигает его в короткие сроки, то быстро теряет интерес к учёбе.

Второй момент- это учебный материал. Конечно, есть УМК для детей а есть для взрослых. И подход к обучению в этих учебниках разный. Комиксы не всегда будут интересны взрослому и наоборот, материал для «взрослых» будет нуден и непонятен ребёнку. Правда тут есть одна особенность: если у взрослого ученика уровень нулевой, мне кажется, лучше начать не с уровня beginner, а с детского учебника, такого, например, как Get Set Go 1-6. Пройти хотя бы пару учебников и только потом переходить к New English File и чему- либо подобному. Иначе будет трудно сразу « схватить» материал. Незнакомая лексика будет накапливаться и в итоге это приведёт к ступору. И наоборот, пройдя Chatterbox или Get Set Go, можно смело начинать учить уровень Beginner, имея в запасе элементарный лексический материал.

В третьих- преподавателю необходимо более высокое владение языком. Иногда бывает так, что взрослому ученику нужно изучение узкой специализации, например, деловой язык или английский для турпоездок и т.п. И тут, конечно, самому преподавателю нужно владеть языком на высоком уровне, владеть большим лексическим запасом, знать грамматические тонкости языка, иметь хорошее произношение. А эти навыки достигаются только лишь с практикой, путём упорных тренировок. Я уже говорил об этому и ещё раз подчеркну- учитель должен быть в любом случае быть как минимум на голову выше ученика, ученик должен чувствовать, что у этого преподавателя есть чему научиться. Этот момент, конечно, должен быть сам собой разумеющимся.

И четвёртое, что бы я отметил в этой небольшой статье, это дриллинг и чёткая направленность на развитие навыков общения. Вы спросите, а разве это не нужно так же и ребёнку? Да, нужно, но, как мне кажется, взрослому в большей степени. Обратите внимание, как построен учебный материал для детей. Это изучение лексики, построенное на комиксах. Это больше игра, направленная на специфическое восприятие ребёнком языка, это детские песенки, а упражнения не занимают основной временной промежуток на уроке. Со взрослыми по-другому. В учебниках для взрослых ( конечно, под учебниками я имею в виду УМК ведущих британских издательств, как самые передовые в мире) основной акцент направлен на отработку речевых навыков и как можно скорейшему применению этих навыков в общении. С детьми немножко не так. Поскольку речевой запас ещё беден, то с «общением» не разгуляешься. Ребенок на уроке должен видеть « сказку», возможность послушать приятные детские мелодии и попеть их ( при желании). Взрослый же хочет видеть достижение результата, развитие навыков общения. Только в этом случае преподавателю удаться « удержать» взрослого ученика и довести его до уровня Intermediate, где общение на английском уже занимает на уроке практически 100 процентов времени и уже преодолён языковой барьер.

Вообще, если подвести итог, можно сказать, что преподавание английского детям и взрослым имеет свои особенности и мало того, существует специализация преподавателей. У одних лучше получается работать с детьми, а у других – со взрослыми. В нашей онлайн-школе есть преподаватели и одного и другого профиля. Присоединяйтесь к нам и результат не заставит себя долго ждать. До новых встреч!